Как карма проявляется в нашей жизни?
Сейчас у многих на слуху слово «карма», однако не все знают его значение. Это понятие, взятое из древней ведической философии, за последние годы проникло в разные сферы нашей жизни: прессу, компьютерные игры, обыденные разговоры и даже в магазины. До недавнего времени можно было увидеть посты, в которых в шутливой манере просили поставить лайк с надписью «+1 к карме». По сути это слово стало бытовым выражением поощрения хорошего поступка. На форумах его используют как понятие сродни репутации, а кто-то вводит его в качестве валюты в компьютерных играх.
Что же такое карма?
В переводе с санскрита это слово означает действие, а именно причинно-следственную связь. Если мы обратимся к Священным Писаниям, то там мы можем встретить всем нам известные выражения, которые также описывают суть кармы. Например, в Послании святого апостола Павла к Галатам:
«Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:7–8). Или следующий пример из Евангелия от Матфея: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Матф., 7, 1–2).
Несмотря на то, что понятие кармы очень распространено в последнее время, мало кто может сказать, что за ним стоит. Если понимать ее поверхностно, то кажется, что это какая-то неизбежность или страдания. Тот, кто стремится более подробно разобраться в этом вопросе, обнаруживает для себя универсальный ключ к пониманию всех событий в его жизни. Для такого человека внезапно открывается понимание, что всё происходящее вокруг него является вереницей искусно выстроенных и спланированных эпизодов.
Постепенно человек начинает осмыслять, что такие вещи, как рак и аварии на дорогах, не происходят просто так. На всё есть своя необходимость. Однако тот, кто не изучает законы кармы, в такие моменты склонен предаваться горю и сетовать на то, что в этом мире нет справедливости. Такой человек искренне не понимает, почему это произошло именно с ним, за что он получил такие страдания. И это действительно сложно понять, если не принимать во внимание идею реинкарнации. Согласно ведической философии, мы живем не одну жизнь, а бесконечное множество. Попадая в разные тела, мы совершаем как хорошие, так и плохие поступки. Все они откладываются в неком банке данных в тонком теле, который хранит всю информацию о нас. Так, поступки из прошлых жизней диктуют наше следующее рождение, семью, родителей, характер, способности, достаток и т. д. Каждая прошлая жизнь программирует нашу следующую. Выходит, от того, как мы живем сейчас, зависит наше будущее.
Разбирая закон кармы, прежде всего следует понять, что на каждое действие приходится последствие. На всё, что бы мы ни сделали, непременно придет ответ. Поскольку мы активны по своей природе и подвержены влиянию гун материальной природы, то мы не можем бездействовать. Каждую секунду своей жизни мы совершаем какие-то действия, а это в свою очередь откладывает определенный отпечаток на наше будущее в виде того, что может проявиться уже в этой судьбе или в следующих жизнях.
Если бы мужчина перед тем, как бросить жену с детьми, знал о своих страданиях в будущем, как вы думаете, стал бы он это делать или нет? Если бы он знал, что в следующей жизни родится ребенком, которого бросит отец и который постигнет все страдания жизни без папы, вероятно, он бы навряд ли решился на такой поступок. Наша проблема заключается в том, что мы находимся в невежестве. И даже то, что мы долгие годы слушаем лекции и работаем над собой, не дает нам гарантий, что мы не попадем в ловушки собственных иллюзий. Поступая тем или иным образом, мы призываем Вселенную ответить на наш поступок. Будет ответ хорошим или плохим, всецело зависит от нас. Так, одним из свойств кармы является ее необратимость.
Мы можем выбирать какое-то действие, но мы не можем выбирать его последствия. Также мы не можем остановить то, что будет потом. Мы не можем сказать, что передумали, когда уже нажали на курок пистолета. Поэтому если мы совершаем какие-то поступки, то нужно набраться мужества принять то, что придет вслед за ними.
Часто в криминальной хронике показывают преступников, арестованных за мелкое воровство или хулиганство. Их задерживают за то, что они своровали телефон или пытались кого-то ограбить. Их беда заключается в том, что сиюминутное желание наживы влечет их совершать подобные поступки, а расплачиваться им приходится реальным сроком. Если бы в момент совершения нападения, они задумывались о том, какими могут быть последствия, их жизни не были бы так исковерканы.
Приведем другой, хорошо знакомый всем пример. Когда парень с девушкой женятся, они клянутся друг другу в любви и верности. Кажется, что это уже стало частью традиции, поэтому молодожены могут не придавать этому обряду большого значения. Однако в момент клятвы включаются механизмы кармы. Поэтому, когда в семейной жизни начнутся проблемы, а они, безусловно, возникнут, супруги должны будут вновь и вновь отвечать за принятое ими когда-то решение, поэтому брак не должен заключаться в шутку или для чьего-то самоутверждения. Это очень серьезное решение, которое влечет за собой не менее серьезные последствия не только для мужа и жены, но и для их детей.
Рассуждая таким образом, человек понимает, что вся его жизнь соткана из действий. Следовательно, нужно внимательно изучить, какие действия можно и нужно совершать, а какие нет. Поэтому далее мы рассмотрим три вида кармы, которые дадут нам представление о том, как правильно жить и во что нужно вкладывать силы.
1. Пунья-карма — действия, совершенные в благости, на благо всех существ, имеют созидающий характер. Результатом этих действий является благочестие.
2. Викарма — разрушительные, греховные действия. Их результатом являются страдания. Совершая викарму, человек идет против своей природы и против природы других живых существ. Он хочет действовать только для себя, из своих корыстных целей.
3. Акарма — благочестивая деятельность, направленная на служение людям и Богу. Она не приносит ни благочестия, ни страданий. Это как раз то, что в Священных Писаниях называется действием в бездействии.
Что же лучше совершать: пунья-карму или акарму? На первый взгляд кажется, что пунья-карму, ведь за нее по закону человек должен получить приятные плоды. Однако мудрецы считают, что лучше совершать акарму. Почему? Например, вы подали 100 рублей человеку с целью получить себе какое-то благо, например, облегчить свою судьбу. Согласно закону кармы, вы должны будете родиться в этом мире снова, чтобы вам отдали эти деньги. Однако если человек понимает, что бесконечное рождение в материальном мире является злом, он не стремится создавать для этого благодатную почву. Поэтому люди, познавшие истину, знают, что лучше в этом мире не появляться снова, а получить освобождение. Именно поэтому они совершают акарму, деятельность, которая не приносит им ни счастья, ни страданий.
Следует отметить, что хитросплетения кармы невозможно понять. В Священных Писаниях говорится о том, что даже мудрецы могут запутаться в том, что является действием, а что бездействием. Поэтому не надо сильно вдумываться в то, как работает карма, как я жил в прошлой жизни, где я буду в следующей и т. д. Веды говорят, что прежде всего нужно понять, что есть благочестивая и греховная деятельность, а также деятельность, приносящая высшее благо, и сосредоточиться на последнем. Это главное, что нужно понять при изучении закона кармы.
В «Бхагавад-гите» говорится: «Хитросплетения деятельности очень трудны для понимания. Поэтому надо хорошо знать, что такое действие, что такое запретное действие и что такое бездействие» (4.17).
Истина заключается в том, что человек может действовать иначе, чем он должен по своей судьбе. У нас в отличие от животных всегда есть выбор, как поступать: благочестиво или греховно. И свобода заключается в том, чтобы не идти на поводу у своих желаний, а руководствоваться разумом.
Опять обратимся к «Бхагавад-гите»: «Поэтому на основе Священных Писаний ты должен понять, в чем состоит твой долг, что можно делать и чего нельзя. Изучив все предписания, нужно действовать так, чтобы постепенно достичь совершенства» (16.24).
Если нам захочется совершать плохие поступки, нужно стараться оставаться на платформе разума. Так, имея правильный вектор, мы постепенно обретем способность отвязываться от желания совершать греховную деятельность. Веды объясняют, что если мы будем стремиться развивать духовный вкус, то постепенно ощутим, что он в тысячу раз сильнее и приятнее греховного. Получив духовный вкус, мы сможем контролировать свои действия, направив свою деятельность на служение Богу (акарму), и получить таким образом освобождение от материального мира.
Источник