Почему известный психотерапевт уверяет, что «религия романтической любви» усложняет отношения
То, что раньше мы желали получить от божественного, теперь требуем от наших партнеров
У группы The Beatles есть очень красивая песня: «Все, что тебе нужно — это любовь». Однако одна из самых известных специалистов по человеческим отношениям Эстер Перель с этим не согласна.
Как она объясняет, впервые такое понятие, как «родственная душа», упоминалось в еще в XVIII столетии, однако точно не в любовном понимании. Сегодня все изменилось.
«С момента появления секуляризации западного мира люди начали искать в романтической любви те вещи, которые мы раньше хотели найти в Царстве Божьем. Трансцендентность, смысл, цельность и экстаз», — говорит Перель.
Психотерапевт знает, о чем говорит. Перель написала бестселлер «Размножение в неволе» и обновленную версию — «Состояние отношений: Переосмысливая неверность». Также она является создателем подкаста: «С чего следует начать?», где пары пытаются разобраться в своих проблемах.
Давление на любовь, в буквальном смысле этого слова, имеет религиозную подоплеку. От наших партнеров мы хотим не только общепринятых вещей, таких как материальная поддержка и совместное воспитание детей, но также и глубокого психологического удовлетворения.
В нашем партнере мы хотим увидеть лучшего друга, доверенное лицо, страстного любовника. Перель говорит, что в возлюбленном мы пытаемся найти собственное отражение. Мы все хотим «ощущать в отношениях с партнером полный подъем своего аутентичного «я», добавила психотерапевт. Она уверена, что существует нечто опасное в том, что человек просит другого «стать его всем». Это та ответственность, которую может взять на себя Бог. Но что может дать вам простой смертный? Не так много.
Однако некоторые утверждают, что эпоха поиска психологического удовлетворения через отношения является правильным подходом. Психолог из Северо-Западного университета Эль Финкель в своей книге «Брак по принципу: все или ничего» утверждает, что сегодняшние союзы являются лучшим примером семейной жизни. Это происходит потому, что находясь в отношениях, помимо материальной составляющей и общения, люди стали нуждаться в самовыражении, саморазвитии и самореализации.
Однако психолог предупреждает: «Если вы ожидаете от своего партнера слишком многого, будьте готовы ответить ему взаимностью. Подумайте, как вы будете жить с этими ожиданиями», — комментирует Финкель.
В то же время философ Симон Май скептически относится к словам Перель, заявляя, что любовь должна заполнить вакуум, который на Западе образовался после условного «отступления христианства». В книге «Любовь: История» он пишет, что теперь любовь – это непровозглашенная религия Запада, и возможно, единственная общепринятая религия.
Если не существует той религии, которая могла бы упорядочить нашу жизнь, тогда мы сами должны ее создать. Перель это кажется опасной перспективой индивидуализма: «Никто из нас не говорит нам, как это сделать. У нас нет церковных колоколов, которые могли бы разбудить нас… или сказать нам, в какой день прекратить работать и обратить внимание на наши семьи и наших детей. У нас нет шабата, благодаря которому, мы могли бы знать, когда нам можно заниматься любовью с нашими партнерами. Мы сами ответственны за все это». По ее словам, бремя индивидуального «я» еще никогда не было более тяжелым, чем сейчас.
«Это феноменально, выбрать и нанести сокрушительный удар, потому что другого выхода нет. Итак, что вы выбрали? Речь не о том, с кем вы можете поговорить о любви, а о том, с кем вы можете построить свою историю жизни», — говорит Перель.
Источник